Объедков О.В.
(1994 г., Из неопубликованного).
Уфология в России как общественное явление.
Эпоха молодости и романтизма.
Сделаем небольшой экскурс в так называемое общественное изучение НЛО. Во-первых, что это такое?
Это массовое изучение НЛО отдельными лицами и неформальными (самодеятельными) группами по собственной (частной) инициативе.
Как и почему оно возникло?
Как массовое явление оно появилось в России (тогда – в СССР) в конце 80-х годов прошлого столетия практически сразу, как только органы надзора над средствами массовой информацией «отпустили вожжи». Многие помнят этот период как «период гласности». С него началась знаменитая «перестройка», в течение несколько лет полностью перекроившая политические и экономические устои «социалистического общества» в соответствии с цивилизованными международными нормами. СМИ, освободившись от обязанности воспитывать человека и почувствовав свободу, стали формировать свои программы, ориентируясь на существующие запросы читателей. Так наряду с гороскопами, нетрадиционной медициной и эротикой в массовое сознание ворвалась тема НЛО. Она ворвалась именно как тема летающих тарелок, а не как тема малоинтересных редкопроявляющихся и быстропротекающих явлений. Другими словами, в массовое сознание ворвалась тема незримого присутствия на Земле неких небожителей (пришельцев), обладающих невиданной технологией.
Сообщения о наблюдениях НЛО то тут, то там, будили воображение и рождали противоположные чувства. Одних людей эти публикации о «летающей неопределенности» откровенно пугали, и заставляли идти в церковь, мечеть и синагогу. Других - побуждали размышлять о «собратьях по Разуму», бороздящих земное пространство. Из ряда последних и выявились так называемые общественные уфологии. Это были люди, чаще всего, молодые, которые не только читали газеты и литературу «про НЛО», но и пытались понять, что в этой непонятной ситуации они могут сделать сами. При этом единственное, на что они были способны - это повторять в своей местности то, что делают другие. По мере своих сил и возможностей, конечно. А о том, что делают другие, - они узнавали из специальной литературы «про НЛО» и выступлений в СМИ более маститых уфологов.
Маститые уфологи – это своеобразная элита отечественной уфологии и ее духовные отцы-основатели. Темой НЛО они заинтересовались давно, - либо поразившись какой-либо информацией из литературы, либо после собственного наблюдения какого-либо удивительного воздушного явления. Большей частью это вовсе и не практики. Но и не теоретики в научном значении этого слова , потому что их компетентность не позволяла поставить проблему НЛО правильно. В своих произведениях и выступлениях по ТВ маститые уфологи рассказывали об аномальных явлениях, о тех приборах, которые использовались практиками («рамки», «маятники» и т.п.), о тех или иных «теориях НЛО», полемизировали с научными представлениями и так далее. То есть, выступали публицистами.
Таким образом, если говорить об истоках отечественной уфологии как общественного явления, то повторюсь: их было два. Один из них – это наблюдения населением редкопроявляющихся объектов, случающиеся в разных населенных пунктах с разной частотой. Другой – отечественная печать (пресса и литература), которые «открыли» для себя эту тему и «не закрывают» до сих пор.
Это два взаимовлияющих фактора. Взаимовлияние проявляется, примерно, так. Наблюдения населением НЛО возбуждают прессу, та выпускает серию публикаций «про НЛО», возбуждая население и заставляя его внимательнее вглядываться в небо. Вследствие этого количество наблюдений НЛО возрастает, люди пишут об этом в прессу, та снова разряжается серией публикаций, еще более делая тему НЛО общественно-значимой, и так далее.
На определенном этапе этой «карусели» и возникли первые самодеятельные уфологи. Но сначала им предшествовали «сталкеры», ездившие в глухие уголки страны на места «посадок» («аварий) НЛО, одни - «за туманом и за запахом тайги», другие - с практическими целями («за осколком тарелки», «за бластером» и т.д.). Когда их надежды найти что-то материальное не оправдались, на их место пришел «научный интерес». Вот тут-то можно говорить о появлении первых уфологов.
Реальное изучение НЛО возможно только двумя путями (см.рис.): через наблюдения их населением и через исследования мест их взаимодействий с окружающей средой (ОС). Я исключаю такое "изучение", как накапливание всевозможной "желтой" (массовой) уфолитературы, в изрядном количестве появившиеся в последние годы. Ибо она отражает "уже отраженное" с таким высоким преломлением, размыванием и собственными дополнениями, что выискивать там что-то приближенное к правде становится совсем невозможным делом.
Именно второй путь и выбрала общественная практическая уфология, занявшись местами посадок и аварий НЛО. Первый путь ее как-то не прельщал.
Теперь важным уже стало найти не осколок тарелки, а какие-то «остаточные явления» - химические, радиологические, бактериологические и т.п., то есть, какие-либо изменения на почве, свидетельствующие о реальности посадки в данном месте сверхвысокотехнологичного устройства. А так как молодые уфологи с самого начала исходили из того, что в данном месте «садилась тарелка», то, как правило, какие-то «изменения» обязательно «вскрывались». И земля в таких местах была «не та», и «слишком много комаров», и сухие деревья повалены как-то «не так». И химсостав почвы оказывался «не тот». А, главное, «рамки и маятники» в руках уфологов-«экстрасенсов» прямо-таки «ходуном ходили» или «бешено вращались» на зависть окружающим.
Конечно, же все альтернативные объяснения этих «симптомов» ими часто безотчетно отбрасывались.
Информация об этом не могла не попадать в «свободные » СМИ, те извергали очередную серию публикаций об этом. В результате общественная значимость этой деятельности стала возрастать, увеличивая ряды последователей. В конце концов эти уфологи, достаточно «поварившись в собственном соку» и полностью исчерпав свои знания, стали испытывать потребность в обмене опытом, а значит, в контактах друг с другом. Одни имели что сказать, другие – хотели слушать.
На этом этапе они уже соорганизовались в своей местности, то есть образовали определенную группу, объединенную общим интересом к НЛО. Далее они начали контактировать друг с другом (переписка, визуальные встречи, различные конференции) по горизонтали (с разными городами) и, наконец, по вертикали вверх (с Центром, с Москвой), где и встретились с маститыми уфологами – высшими авторитетами в России по проблеме НЛО. Все.
Осенью 1991 года в Москве состоялась Первая всесоюзная уфологическая конференция, на которой автору удалось побывать...
Какие будут вопросы, замечания, корректировки?
Приглашаю к обсуждению именно этого явления - общественного изучения НЛО в мире, СНГ, России.
Отредактировано Олег Васильевич (Суббота, 17 сентября, 2011г. 00:04)